Отчуждённость современного офисного работника. Как с ней работать?

Отчуждённость современного офисного работника. Как с ней работать?
452

 

Примерно раз в неделю появляется статистика, которая разочаровывает, однако её причины понятны.

Речь про процент людей, которые постоянно говорят о том, что не хотят возвращаться к работе на полный день в офисе. Почти 60% британцев заявили, что именно так они думали в сентябре прошлого года и марте этого. Даже несмотря на то, что к этому времени уже больше трети населения страны сделали первую прививку от COVID-19.

В США доля работников, которые желают продолжить работать удалённо, выросла с 35% в сентябре прошлого года до 44% в январе этого. Недавние европейские исследования показали: даже после открытия офисов 97% работающих из дома предпочли бы остаться на удалёнке хотя бы на часть недели.

Поскольку я одна из миллионов людей, которые получили свободу от ранних поездок на работу и скучных презентаций, эти выводы кажутся совершенно разумными. Есть ещё одна причина для беспокойства, более мрачная. Даже люди на высоких должностях с большими зарплатами не спешат возвращаться в офис: ещё до пандемии их преследовало чувство отчуждённости в офисе.

Общение с людьми в офисе казалось поверхностным. Хуже того, это чувство было связано не с ними самими, а с организацией коллектива в целом.

Это один из выводов исследований Марка Мортенсена, адъюнкт-профессора организационного поведения в бизнес-школе Insead во Франции, и Констанса Хэдли, организационного психолога в Школе бизнеса Questrom Бостонского университета.

Мортенсен говорит, что они были удивлены результатами опроса руководителей компаний незадолго до вспышки COVID-19. Хотя руководители в среднем входят в три рабочих команды, почти 80% заявили, что им тяжело общаться с другими членами команды, а 58% посчитали, что их отношения с коллегами были поверхностными.

Исследования показали: одна из причин этого — начавшихся более 30 лет назад, трансформация устоявшихся иерархических структур, после которых отношения в коллективах сильно изменились.

Раньше всё было более предсказуемо. Вы руководите небольшой и не меняющейся группой людей, которые выполняют одинаковые задачи на протяжении длительного периода времени.

Поскольку работа компаний стала глобальной и круглосуточной, ожидалось, что команды станут больше, проворнее и более экономичными. Люди присоединяются к работе на короткие периоды, в зависимости от того, какие навыки необходимы для определенного проекта, а затем перемещаются в другой. Или они делят работу с коллегами из других часовых поясов, поэтому проекты выполняются круглосуточно работниками на частичной занятости в нескольких командах одновременно.

Всё это хорошо для гибкости и эффективности организации, но не для формирования крепкого коллектива.

Один из руководителей сказал: «Я не могу точно сказать, какие работники являются частью моего коллектива. Каждый понедельник приходит кто-то новый и говорит мне, что его назначили на эту должность, а человек до него просто ушёл».

Другой респондент отметил: «Меня несложно заменить другим. Всё организовано так, чтобы любой мог выполнить мою часть работы в команде. Может быть, они и будут скучать по мне, но я в этом не уверен».

Можно точно сказать, что пандемия ухудшила наши товарищеские отношения, однако исследование предполагает, что возвращение людей в офис не решит проблему полностью. Гибридный вид работы может лишь усугубить ситуацию, сказал мне Мортенсен на прошлой неделе. «Ведь люди работают по совершенно разным графикам».

«Эта проблема появилась вместе со сменной работой. Мы наблюдали это на заводах в течение последних 50 лет или больше. Прямо сейчас мы это начинаем видеть в гибридной форме занятости — гибкому графику и подобному, даже в сфере умственного труда».

Что можно с этим сделать? Мортенсен и Хэдли утверждают, что первая задача — это понять, присутствует ли это чувство отчуждённости. Если это так, подумайте о создании основных рабочих групп с общей задачей, которая живёт годы, а не несколько недель. Кроме того, начальство должно понимать, что отчуждение на рабочем месте может быть причиной системной, а не личной. В этом случае люди не могут решить проблему самостоятельно. Наконец, не думайте, что возвращение в офис решит эту проблему.

Другие статьи

Вас может заинтересовать