10 вопросов экологического, социального и корпоративного управления, на которые компаниям необходимо ответить

10 вопросов экологического, социального и корпоративного управления, на которые компаниям необходимо ответить
666

Руководствуясь более чем десятилетним опытом работы на корпоративных советах директоров, я предлагаю 10 вопросов, на которые, по моему мнению, должна ответить каждая компания при внедрении ESG-стратегий. Если корпорации не решат эти вопросы, риск того, что их обойдут конкуренты, возрастет. В крайнем же случае они могут даже прекратить свое существование.

  1. Подрывают ли стратегии экологического, социального и корпоративного управления конкурентоспособность вашей компании?

Опасения, что чрезмерный акцент на ESG-стратегиях может нанести ущерб конкурентоспособности компании, не напрасны. В действительности возникает справедливый вопрос о том, не рискует ли компания утратить фокус на развитии, доле рынка и прибыли, уделяя слишком много внимания целям экологического, социального и корпоративного управления. Например, в марте 2021 года Эммануэль Фабер, генеральный директор и председатель совета директоров в компании Danone, ушел в отставку из-за давления со стороны инвесторов-активистов. Один из них предположил, что Фаберу «не удалось найти правильный баланс между созданием стоимости для акционеров и устойчивостью». В целом, если компания уделяет ESG-стратегиям слишком много внимания, ей будет сложно конкурировать с организациями в странах с менее строгими стандартами, например, в Китае.

Однако, если компания, наоборот, недостаточно внимания уделяет стратегиям экологического, социального и корпоративного управления, она рискует отстать на рынке, потерять поддержку сотрудников, клиентов и инвесторов, и, возможно, даже лишиться лицензии на торговлю в более строгой с точки зрения политики ESG-среде в США и Европе. Найти правильный баланс будет сложно, поскольку параметры будут различаться в зависимости от экономического сектора и географического региона, а также могут трансформироваться со временем. Важно, чтобы совет директоров регулярно пересматривал свои взгляды на ESG-стратегии и оценивал, удается ли найти компромисс.

  1. Означает ли продвижение политики ESG снижение прибыли для компании?

Бизнес-лидеры должны учитывать риск того, что пристальное внимание к стратегиям экологического, социального и корпоративного управления может быть воспринято некоторыми акционерами как вредное или ставящее под угрозу их финансовую прибыль. При этом адепты данных стратегий предполагают, что доходность инвестиционных ESG-фондов не ниже, чем у традиционных фондов акций. В действительности доходность может быть даже выше, чем по обобщенному индексу.

За 18 месяцев с ноября 2019 года по март 2021 года индекс MSCI World ESG Leaders превысил традиционный MSCI World на 1,84%. В то же время индекс JP Morgan ESG EMBI Global Diversified превысил аналогичный индекс, не относящийся к ESG, на 1,94%. Тем не менее, важно отметить, что крупные технологические компании составляют основу активов многих ESG-фондов, и в последние годы технологический сектор доминировал в показателях высокой доходности фондовых индексов. Это провоцирует вопрос о том, приносит ли прибыль сама ESG-повестка, или же сектор с самой высокой доходностью также обладает высокими ESG-показателями. Несмотря на это, инвесторам не следует сбрасывать со счетов ценность, которую активная вовлеченность в ESG-повестку предоставляет компаниям в контексте лицензии на торговлю – права на ведение бизнеса, которое предоставляется правительством и регулирующими органами.

  1. Как находить компромиссы при переходе к политике экологического, социального и корпоративного управления?

Переход от примата интересов финансовых акционеров к капитализму в интересах всех заинтересованных сторон подразумевает под собой внимание к широкой актуальной повестке, включающей проблему изменения климата, стремление к гендерной и расовой инклюзивности, права избирателей и многое другое. Все эти аспекты политики ESG связаны с рядом компромиссов, на которые должны пойти бизнес-лидеры.

Например, советы директоров энергетических компаний вынуждены сопоставить срочную необходимость борьбы с изменением климата и удовлетворение потребностей более чем 1 миллиарда человек, не имеющих доступа к надежной и доступной энергии. Кроме того, бизнес-лидерам приходится балансировать между борьбой с изменением климата и декарбонизацией, и риском того, что ограничение поставок традиционных источников энергии может привести к росту инфляции и увеличению стоимости жизни из-за потенциально более высоких затрат на обеспечение отопления и электроэнергии.

  1. Как политика ESG отразится на комплексной проверке объекта инвестирования?

Как правило, при оценке активов компании (в частности, при оценке стоимости сделок по слияниям и поглощениям) основное внимание уделяется традиционному набору факторов. К ним относятся синергизм, налоговые последствия и антимонопольные соображения. Сегодня тщательная комплексная проверка также требует оценки соответствия приобретателя или приобретаемой компании определенным стандартам экологического, социального и корпоративного управления. ESG-аудит также будет иметь значение в контексте привлечения капитала; эти дополнительные данные требуются в том числе рейтинговым агентствам и инвесторам.

К сферам, которые могут стать объектами ESG-оценки, относятся приспособление продуктов и услуг к экологически безопасным материалам и способам производства, инклюзивность и широкий спектр набора кадров, а также изменение способов взаимодействия компании с теми или иными сообществами. Сегодня корпорации должны быть готовы продемонстрировать то, что они отвечают политике ESG – своими действиями и конкретными результатами.

  1. Стоит ли становиться общественно-полезной корпорацией?

Традиционно многие корпорации в США юридически оформляются как Delaware LLC; в рамках этой корпоративной структуры предпочтение отдается финансовым акционерам, а не экологически и социально заинтересованным сторонам. Несмотря на то, что в рамках структуры Delaware LLC правило делового решения позволяет советам директоров принимать во внимание более широкие интересы заинтересованных сторон, участники экологических и социальных кампаний по-прежнему настаивают на изменении формата на общественно-полезную корпорацию (PBC) или B Corp.

Оформление в качестве PBC или B Corp направлено на юридическое закрепление примата более широкого спектра заинтересованных сторон, не сводящегося к финансовым акционерам. Тем не менее, формат PBCсоответствует кодексу корпоративного управления, который признан в 37 штатах, тогда как B Corpсертифицированы некоммерческой организацией B Lab как соответствующие более высоким стандартам подотчетности, прозрачности и социальных целей, нежели традиционно зарегистрированные компании.

В финансовом отношении компаниям необходимо изучить потенциальные последствия изменения статуса с Delaware LLC на PBC или B Corp – например, разрешено ли PBC-корпорациям торговать на различных фондовых рынках по всему миру. Бизнес-лидеры должны быть готовы к любым потенциальным изменениям в правах на принятие решений и ограничениям, накладываемых форматом PBC, – в частности, ограничивает ли он способы привлечения компанией капитала или обеспечивает выплату дивидендов? Можно ли провести достоверное сравнение с конкурентами, зарегистрированными как Delaware LLC, в контексте анализа производительности?

  1. Как корпорациям следует решать социальные проблемы, такие как расовое неравенство?

Бизнес-лидеры должны принимать прозрачные и последовательные решения в отношении актуальной социальной повестки. В последнее время перед советами директоров стоит задача по сохранению последовательности в обеспечении инклюзивности для различных расовых, этнических и религиозных групп. Например, в 2020 году, когда убийство Джорджа Флойда было встречено практически всеобщим осуждением и поддержкой движения Black Lives Matter, акты насилия в отношении азиатов столкнулись с менее последовательной и твердой корпоративной реакцией, как отмечает Шалин Гупта в издании Harvard Business Review.

Ради сотрудников и клиентов, корпорациям следует демонстрировать более прозрачную политику в отношении этих и других проблем, связанных со стратегиями экологического, социального и корпоративного управления, по мере их возникновения. Непоследовательный подход в свою очередь может привести к разногласиям среди сотрудников и созданию корпоративной культуры «мы против них».

  1. Как разработать глобальный подход к вопросам экологического, социального и корпоративного управления?

Комплексная политика ESG должна быть инклюзивной в отношении различных стран и культур. Например, западные сотрудники, выступающие за баланс между работой и частной жизнью, особенно в технологическом секторе, резко контрастируют с некоторыми китайскими работниками, готовыми трудиться с 9 утра до 9 вечера, 6 дней в неделю. Политические и бизнес-лидеры должны оценивать не только риск того, что китайские профессиональные ценности не будут популярны среди сотрудников и клиентов западного происхождения, но также опасность того, что западные либеральные взгляды будут отвергнуты сотрудниками и клиентами в Китае.

Схожим образом, в вопросах защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата невозможно добиться значительного прогресса в глобальном масштабе без участия Китая и Индии – даже если приемлемая для них скорость изменений может существенно отличаться от аналогичной в западном мире.

  1. Как разработать политику ESG, ориентированную на завтрашние экономические реалии?

Бизнес-лидерам следует сосредоточиться на дизайне стратегий экологического, социального и корпоративного управления, которые также будут применимы к сценарию развития экономики в будущем, а не только приспособлены к ее состоянию на сегодняшний день.

Например, сегодня многие розничные компании подчеркивают высокий уровень инклюзивности в среде своих сотрудников. Однако реальность такова, что большую часть рабочей силы составляют менее квалифицированные сотрудники, наиболее уязвимые к потере работы из-за растущей автоматизации и цифровизации, например, к перспективе внедрения беспилотных автомобилей. По данным Всемирного экономического форума, к 2025 году вследствие автоматизации исчезнут уже 85 миллионов рабочих мест.

Несмотря на то, что взамен появятся 97 миллионов новых рабочих мест в сфере технологий, многие из них потребуют от соискателя более высокого уровня навыков и квалификации. Школы и государственная политика в области образования должны обеспечить новые поколения работников знаниями, необходимыми для успешной деятельности в профессиях будущего. Но и на компаниях также лежит обязанность предпринять активные шаги по переподготовке своей существующей рабочей силы – в особенности помочь ее наиболее уязвимым представителям – чтобы они смогли выполнять новые профессиональные роли. Этого можно достичь с помощью качественно разработанных программ тренировки, обучения и регулярных стажировок, например, в различных сферах написания программного кода. Бездействие же приведет к росту безработицы именно среди тех самых инклюзивных сотрудников, которых ESG-стратегии стремятся защитить.

  1. Как оценить эффективность применения ESG-стратегий в компании?

Бизнес-лидеры должны определиться, как результаты их интеграции стратегий экологического, социального и корпоративного управления будут проверяться на соответствие требованиям. Различные компании уже используют независимых внешних аудиторов для финансовых, операционных, кибер-проверок, а также аудита сотрудников. Вопрос заключается в том, должны ли стандарты ESG контролироваться независимыми, сторонними бухгалтерскими или юридическими фирмами, глобальными органами власти или национальными регулирующими организациями.

На данный момент, хотя независимые фирмы и регулирующие органы продолжают разрабатывать оптимальные показатели и стандарты, принципы бенчмаркинга в сфере экологического, социального и корпоративного управления остаются достаточно неоднородными. Таким образом, задача советов директоров состоит в том, чтобы оценить, какие показатели выбрать и использовать.

Актуальная тенденция заключается в обеспечении подотчетности компаний внешним органам: не только регулирующим, но также отраслевым ассоциациям и торговым организациям. Компания SEC, например, добивается большей ясности в отношении устойчивых полномочий инвестиционных фондов с маркировкой ESG. Однако просто получить представление о том, сколько различных организаций определяют показатели ESG, недостаточно. Чтобы рынок функционировал должным образом, открытая система аудита требует согласованных правил, которые соблюдали бы все.

Важный шаг в этом направлении был сделан в 2021 году, когда Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) на согласованных принципах ввела «зеленые» облигации, используемые корпорациями для финансирования экологически устойчивых проектов.

  1. Как корпорациям ориентироваться в постоянно меняющейся сфере экологического, социального и корпоративного управления?

По мере того, как компании разрабатывают показатели для отслеживания прогресса в применении ESG-стратегий, у них должна быть возможность сравнивать их во времени, а также сопоставлять с прогрессом коллег, представителей других отраслей и с развивающимися нормативными стандартами. При этом им необходимо предвосхищать сферу, в которой будет происходить регулирование всех аспектов ESG. Поэтому бизнес-лидерам следует поддерживать активный диалог с регулирующими организациями и теми, кто определяет политику, в то время как компании должны стремиться к сотрудничеству и координации передового опыта со своими коллегами по отрасли.

Глобальные корпорации должны выработать подход к экологическому, социальному и корпоративному управлению, который будет прозрачным, последовательным, гибким, инновационным, устойчивым, чувствительным к культурным различиям, динамичным и ориентированным на будущее. Кроме того, корпорациям следует сосредоточиться не только на снижении рисков, которые могут быть связаны с политикой ESG, но и на возможностях, которые она открывает, чтобы обеспечить продолжение поддержки человеческого прогресса.

Другие статьи

Вас может заинтересовать